В современном обществе активно развиваются новые цифровые технологии и прочно внедряются во все сферы нашей повседневной жизни. Вместе с этим активизировался новый вид противозаконной деятельности – киберпреступности. Это – любая преступная активность, где злоумышленники используют интернет, другие сетевые устройства с целью получения коммерческой выгоды и отъема денег у населения.
Существуют следующие типы киберпреступлений:
– мошенничество с электронной почтой и интернет-мошенничество;
– мошенничество с использованием личных данных
(кража и злонамеренное использование личной информации); – кража финансовых данных или данных банковских карт;
– кража и продажа корпоративных данных;
– кибершантаж (требование денег для предотвращения кибератаки);
– атаки программ-вымогателей (тип кибершантажа);
– криптоджекинг (майнинг криптовалюты с использованием чужих
ресурсов без ведома их владельцев);
– кибершпионаж (несанкционированное получение доступа к данным
государственных или коммерческих организаций).
– фишинг; – вишинг; – сватинг; – спам; – звонки неизвестных лиц в мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp под видом мобильного оператора А1 и других.
Самыми распространенными способами совершения киберпреступлений продолжают оставаться: «фишинг», телефонный «вишинг», а также новое направление «сватинг».
Фишинг – это вид получения злоумышленником секретной информации, при котором правонарушитель «разводит» клиента на раскрытие своих личных данных: номер и код банковской карты, номер телефона, логин и пароль от какого-либо сервера и т.д.
Вишинг – так называемый разговорный жанр: когда с человеком беседуют напрямую. Мошенник звонит в один из мессенджеров и представляется, специалистом службы безопасности банка либо сотрудников правоохранительных органов. Цель — получить от владельца платёжной карты конфиденциальную информацию, а вместе с тем и доступ к управлению счётом. Или же мотивировать человека лишиться денег самостоятельно: перевести их на счёт злоумышленника либо оформить кредит.
Сватинг – заведомо ложный вызов милиции, аварийно-спасательных служб, путем ложных сообщений о минировании, убийствах, захвате заложников и т.п.
Если есть угроза, при которой необходимо вмешательство этой единицы, последствиями иногда становится эвакуация школ, деловых учреждений. Чтобы не стать жертвами мошеннических схем важно: 1. Ни при каких обстоятельствах, никому и никогда не сообщать информацию о себе или своей банковской платежной карте. Важно знать, что банк никогда не станет звонить своим клиентам посредством интернет-мессенджеров! Если Вам будет звонить настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум номер Вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в разговоре по телефону. 2. Уточнить с кем именно Вы общаетесь, после чего положить трубку и перезвоните на номер телефона, который отображался у Вас на экране (в этом случае Вы свяжитесь именно с тем абонентом, которому принадлежит указанный номер, а не со злоумышленниками, которые его использовали с целью скрыть свой настоящий номер) и уточните суть возникшей проблемы. Скорее всего, собеседник сообщит, что Вам вообще не звонил. Современные технологии позволяют подменить номер на экране Вашего телефона на совершенно любой, в том числе заменить его для примера названием учреждения банка. 3. Для того, чтобы проверить законность или правдивость того или иного сообщения от имени банка, нужно связаться с ним по официальному номеру телефона, который указан на сайте банка, в договоре или на вашей карте. 4. Никогда не отвечать на подозрительные электронные письма или текстовые сообщения, особенно исходящие от людей или компаний, с которыми у вас нет и не было договорных отношений. 5. Нужно вести учет сервисов с платными подписками, которыми вы пользуетесь. Если вы получили смишинговое-сообщение от сервиса, на который, как вы думаете, не подписались – скорее всего, никакой подписки не существует. Необходимо помнить, что любые подобные оповещения должны настораживать. Не стоит отвечать на них, следует еще раз перепроверить информацию с помощью звонка на горячую линию подлинного сервиса. 6. Регулярно обновлять программное обеспечение и операционную систему компьютера. 7. Использовать сильные пароли. 8. Не открывать вложения в электронных спам-сообщениях; 9. Не нажимать на ссылки в электронных спам-сообщениях и на сайтах, которым не доверяете; 10. Связаться напрямую с компанией или банком, если вы получили подозрительный запрос. Необходимо обезопасить себя и своих детей от киберпреступников, так как они используют широкий диапазон незаконных деяний, начиная от мошенничества и кражи персональной информации и заканчивая преступлениями на почве ненависти и распространение наркотиков. Наилучший метод защиты от кибератак – это быть в курсе современных угроз, новых видов мошенничества и быть максимально бдительными и осторожными.